Экологическое налогообложение в России » Опыт различных стран в области экологического налогообложения

Опыт различных стран в области экологического налогообложения

Страница 3

Финансирующие экологические платежи. К финансирующим экологическим платежам относятся платежи, которые не только выполняют "управляюще-мотивировочные" функции, но и финансируют доходную часть бюджета. Отметим, что речь не идет о целевом финансировании охраны окружающей среды. Из финансирующих платежей Ф. Кирххоф называет только уже не взимаемый платеж за отработанное машинное масло.

Выравнивающие платежи. Они взимаются после произведенного вмешательства в окружающую среду и заменяют компенсационные мероприятия. Примером таких платежей являются выравнивающие платежи земли Гессен, которые взимаются в случае изменения ландшафтов.

Экологические управляющие платежи. Их цель - уменьшение загрязняющих и ухудшающих окружающую среду процессов. Они основываются на экономическом воздействии на плательщиков и вступают в конкуренцию с экологическим административным правом. Эти платежи преследуют две цели: правовую - урегулирование обязанности платить и экономическую - предложить плательщикам две возможности: выбор между свободным от платежей улучшением окружающей среды и облагаемым платежами ухудшением окружающей среды. К таким платежам Ф. Кирххоф относит налог на минеральные масла. [13]

C точки зрения экологической политики и экономики окружающей среды классифицируют экологические платежи Вольфганг Бенкерт, Юрген Бунде и Бернд Хансюргенс. Платежи делятся на две группы в зависимости от "привязки" к принципам экологического права и политики. Таким образом, выделяются платежи:

связанные с принципом "причинитель платит", цель которых - взимание денежных отчислений в связи с уже произведенным загрязнением;

ориентированные на предупреждение загрязнений, цель которых сделать невыгодным и предотвратить загрязнение окружающей среды.

Безусловно, такая классификация платежей не является строгой и многие платежи являются смешанными, как например экологический налог, который с одной стороны взимается по факту загрязнения, с другой стороны заставляет плательщиков задуматься о сокращении потребления, например, бензина, чем предотвращает новые загрязнения окружающей среды.

Экологические налоги в Японии

По мнению И. Тимониной, в экологической политике Японии еще с начала ее формирования основополагающим являлся принцип "загрязнитель платит", означающий возложение ответственности за ухудшение среды на непосредственных виновников - компании-загрязнители, которые несли значительную часть необходимых расходов. Государство от имени общества также взяло на себя часть финансового бремени по сохранению природного потенциала и на основе прямых и косвенных методов регулирования стремилось обеспечить поддержание нормального состояния окружающей среды.

Сочетание принципа "загрязнитель платит", прямого государственного контроля и государственной финансовой поддержки природоохранной деятельности компаний дало ощутимые положительные результаты.

Особенностью использования налогов в качестве инструмента экологического регулирования в Японии на протяжении 70-90-х годов являлось преобладание их стимулирующей функции. Широко применялись система ускоренной амортизации для оборудования и сооружений, связанных с защитой среды и обезвреживанием отходов, а также скидки по некоторым видам государственных и местных налогов для предприятий, устанавливающих такое оборудование. [14]

В то же время собственно "экологические" налоги, как и пошлины, штрафы, платежи, непосредственно нацеленные на сокращение масштабов загрязнения или улучшение экологических свойств товаров, до последнего времени не получили большого распространения. В разные периоды вводились дифференцированные по отдельным районам налоги на автотранспорт для контроля за выхлопными газами, специальные налоги для электромобилей, надбавки к налогам за опасные производства и товары, платежи за выбросы сверх установленных норм двуокиси серы. Среди нововведений в этой области можно отметить эксперимент на о. Хоккайдо, где начали взимать пошлину за мусор, объемы которого сразу же сократились на 30%. [15]

В Японии происходит "позеленение" налоговой системы, т.е. переориентация ее на охрану среды и более эффективное использование ресурсов. Наибольшее распространение получили "углеродный" и "серный" налоги, а также налоги на перерабатываемую тару, заставляющие загрязнителей выделять средства на переработку отходов и создавать системы рециклирования.И. Тимонина отмечает, что управление по вопросам окружающей среды (УВОС) Японии также заявило о необходимости принятия и быстрого введения концепции "зеленых" налогов. Она предусматривает налогообложение деятельности, приносящей социальные экологические издержки, и снижение налогов на экологически нейтральные товары и услуги. При налогообложении выпуска продукции, производство или использование которой может наносить вред окружающей среде, эксперты предлагают вводить пошлины, зависящие от объема продукта, а не от его стоимости. При этом уровень налогообложения, по их мнению, должен обеспечить компаниям возможность выбора оптимальных технологий и изменения характера деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Финансовая аналитика:

Влияние конкурентоспособности услуг на прибыль предприятия
Данные анализа, проведённого во второй главе показывают, что предприятие ООО «ДВВиК» является динамично развивающимся, конкурентоспособным предприятием: – с каждым годом показатели платежеспособности становятся выше, соответственно повышается платежеспособность предприятия. Только коэффициент текущ ...

Инвестиционная политика фонда
В основе инвестиционной политики НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» лежит стратегия получения стабильного дохода при минимальном уровне риска. На практике это значит, что доля акций (то есть инструментов с рыночными рисками) в инвестиционном портфеле ограничена размерами фиксированного дохода, который Фонд получи ...

Участие России в международных финансовых институтах
Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях, которые созданы на основе межгосударств ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru