Экономика и финансы » Имущественные налоги в системе прямого налогообложения государства и их роль » Анализ имущественных налогов в Республике Беларусь

Анализ имущественных налогов в Республике Беларусь

Страница 1

Начало девяностых годов стало периодом возрождения и формирования новой налоговой системы Республики Беларусь. Впервые были включены имущественные налоги рыночного типа: налог на недвижимость, плата за землю, экологический налог, налог на добычу и использование полезных ископаемых, налог на топливо.

Введение налога на недвижимость заменило ранее применяемые: плату за фонды и налог с владельцев строений, взимаемый с физических лиц. Однако, по существу, объекты обложения остались прежние – остаточная стоимость основных фондов предприятий и стоимость зданий и сооружений, находящиеся в собственности физических лиц. В тоже время, несмотря на практически ежегодную проводимую переоценку основных фондов, из-за низкого коэффициента обновления, их физического и морального износа, налог на недвижимость занимал незначительный удельный вес в доходах консолидированного бюджета: не более 2 – 4 % за весь период функционирования действующей налоговой системы и менее 1 % в ВВП. (Приложение А)

Введение платежей за землю (земельного налога) предусматривали переход на новые экономические отношения государства с владельцами (пользователями) земли. Производилась поэтапная оценка земли по качеству (плодородию) с учетом вложений капитала (возделанные и природные сельскохозяйственные угодья, вновь строящиеся и действующие производственные объекты в городах). Для реального определения стоимости земли предусматривались повышающего (понижающие) ставки в зависимости от местонахождения, расположения исторических и культурных памятников.

Однако, несмотря на рыночный подход в оценке земель, земельный налог не нашел своего реального развития по ряду причин:

1) низкие фиксированные ставки налога, установленные на 1 га земельной площади, не отображали реального уровня инфляции;

2) включение налога в себестоимость произведенной продукции не соответствовало политике формированию цен на сельскохозяйственную продукцию;

3) медленная и трудоемкая кадастаризация не предоставляла возможности воспользоваться рыночной оценкой земель.

Вышеуказанные причины явились также следствием незначительной доли земельного налога в доходах бюджета: около 2% и менее 1 % в ВВП [10, с. 136-137 ].

Исследование структуры платежей за время реализации программных мероприятий по совершенствованию налоговой системы нашей страны свидетельствует о недостаточной эффективности с точки зрения оптимизации. Так, доходность имущественных налогов в целом в 2007г. уменьшилась до 1,595% к ВВП [11]. Несмотря на то, что по налогу на недвижимость сложилась положительная динамика поступлений (темп роста - 113,7 процента), его доля в ВВП сохранилась на уровне 1 квартала 2006 года и составляет 1,3 процента. (Приложение Б)

В структуре смешанных налогов, на долю которых приходится около 5,5% всех налоговых доходов, земельный налог составляет 15,1%, а его доля в ВВП не превышает 0,5%. (Приложения В)

Эти данные являются ярким свидетельством того, что потребуется еще много времени, прежде чем налог на землю станет важным источником дохода местных органов власти, играющим значимую роль в финансировании воспроизводства городской инфраструктуры.

Таким образом, совершенно очевидно, что роль земельной ренты в финансовой системе страны недооценивается. Это выражается и в отсутствии четко выраженной государственной политики в области реформирования земельных отношений. В результате отсутствует системное земельное законодательство, права на землю не приобретаются, а, как правило, просто передаются, земля не участвует в хозяйственном обороте, не развиты ипотека и арендные отношения, не создана система земельного кадастра и регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, не проведена оценка кадастровой стоимости городских земель. Вследствие этого база налогообложения не связана с рентной стоимостью земельных участков, а отсутствие механизма дифференциации ставок не обеспечивает справедливого распределения налогового бремени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Финансовая аналитика:

Методы оценки эффективности реальных инвестиций
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов – это способы определения целесообразности долгосрочного вложения капитала в различные объекты (проекты, мероприятия) с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости. В мировой практике наиболее широкое распространение получила методика оц ...

Цели и инструменты денежно-кредитной политики
Основой кредитно-денежной политики западных стран многие годы являлись теоретические модели – кейнсианская и неоклассическая (монетаристская). Кейнсианская модель кредитно-денежной политики заключается в следующем: 1) за основу её берется уровень ставки процента, с помощью которого регулируется дви ...

Выводы
Российская Федерация располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. По некоторым данным природные богатства России оцениваются в 3,8 раза выше, чем в США и в 4,5 раза выше, чем в Китае. [61] На территории нашей страны расположено значительное количество объектов общемирового и общенациональ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru