Экономика и финансы » Имущественные налоги в системе прямого налогообложения государства и их роль » Пути совершенствования и повышения эффективности имущественного налогообложения физических и юридических лиц в республике Беларусь

Пути совершенствования и повышения эффективности имущественного налогообложения физических и юридических лиц в республике Беларусь

Страница 2

Более того, передача максимального количества земель в границах городов в коммунальную собственность позволит создать условия для максимально эффективного использования земельных участков, превращения земли в актив, который будет способен обеспечивать значительную часть местного бюджета. Это, по своей экономической сути, нужно рассматривать как часть политики демонополизации, близкой к приватизации.

Политика земельного налогообложения должна носить стабильный характер, чего нельзя достичь на основе норм ежегодно принимаемого закона о бюджете на очередной финансовый год.

Ставки земельного налога, прежде всего, должны регулироваться земельным законодательством, и в первую очередь законом о платежах за землю. Однако в соответствии с последним местные органы власти могут увеличивать или уменьшать ставки земельного налога лишь в 2 раза, в то время как ценность участков с позиций их потенциальной рентной доходности может различаться в десятки и да же сотни раз. Если в условиях отсутствия кадастровой оценки стоимости земли проблема децентрализации еще не столь ярко выражена, то с момента проведения оценочных работ она становится крайне актуальной. В данной ситуации органы местного управления уже должны иметь право устанавливать ставки налога самостоятельно или при необходимости в рамках установленного диапазона. Размер ставок на первом этапе не должен быть высоким, а база налогообложения соответственно должна быть существенно расширена, в первую очередь за счет сокращения льгот. Развитие арендных отношений, в условиях отсутствия земельного рынка, поможет выявить рыночную стоимость земли. По мере роста стоимости земли целесообразно осуществляться перераспределение налогового бремени путем смещения его с налогов на труд и капитал на земельный налог.

Реформирование системы налогообложения земли в Беларуси должно происходить одновременно с преобразованием системы налогообложения недвижимости. Необходимо исключить существующее в настоящее время двойное налогообложение земли. Для этой цели целесообразно в бухгалтерском учете организаций стоимость земли отражать отдельно от стоимости зданий и сооружений, поскольку права аренды или собственности на земельный участок относятся к имущественным правам, которые могут иметь рыночную стоимость [26]. Значит, земельный участок в бухучете можно отнести к нематериальным активам. Кроме того, при оценке недвижимости физических лиц для целей налогообложения исключить применение коэффициентов качества среды и типа населенного пункта, которые косвенно добавляют стоимость земли к стоимости улучшений. Налог на недвижимость должен стимулировать инвестиции в строительство. При существующей же в республике системе налогообложения недвижимости и земли отсутствуют стимулы для инвестирования данного вида деятельности. Ведь чем больше вложено инвестиций, тем дороже становится стоимость недвижимости, и тем выше будет база для ее налогообложения.

Что же касается налогообложения зданий или налогообложения недвижимости (земли и зданий) в виде единого налога, то, напротив, такие налоги не могут быть нейтральными. Хотя земля и здания объединены в единый объект налогообложения, между ними существует очень важное различие. Налоги на здания, в отличие от налога на землю, создают отрицательные поведенческие мотивы относительно нового строительства, реконструкции или более интенсивного использования участка. Налог на землю, напротив, при надлежащем применении не только не подавляет экономическую производительность, но и стимулирует ее. Таким образом, введение более высоких ставок налога на землю по отношению к ставкам на недвижимое имущество приведет к увеличению работ по улучшению земли и снижению налогов с прибыли. Более того, это может улучшить благосостояние общества без потерь в сборах налога.

Поучительный опыт в области введения новой системы налогообложения имеют страны Балтии, где наблюдается смещение нагрузки в сторону имущественных налогов. Например, в Литве и Латвии земля облагается по ставке 1,5 %, а недвижимое имущество – по ставке 1 % от кадастровой стоимости [27].

Подобная система налогообложения может успешно применяться в условиях экономической стабильности, развитого рынка недвижимости, при низких темпах инфляции. В Республике Беларусь, где такие предпосылки пока отсутствуют, применить систему налогообложения в целом, включая земельные участки, в ближайшее время вряд ли возможно. Тем не менее, можно использовать некоторые ее элементы, которые заключаются в постепенном переходе к налогообложению недвижимости по регионам.

Страницы: 1 2 3

Финансовая аналитика:

Понятие и виды государственного и муниципального финансового контроля
государственный муниципальный финансовый контроль Государственный и муниципальный финансовый контроль является составной частью финансового контроля в широком смысле слова. Помимо государственного и муниципального финансового контроля существует и негосударственный финансовый контроль. Он представл ...

Участие России в международных финансовых институтах
Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях, которые созданы на основе межгосударств ...

Денежный оборот предприятий и корпораций
Финансовые отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов предприятия, формируются в процессе кругооборота его средств, что в свою очередь опосредствуется денежными потоками по различным видам его деятельности. 1. Текущая деятельность — движение денежных средств, ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru