Экономика и финансы » Ценообразование на предприятиях общественного питания » Экономическая сущность цены

Экономическая сущность цены

Цена является одной из важнейших и наиболее сложных экономических категорий товарного производства. Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации. Существует несколько теоретических подходов к объяснению экономической сущности (природы) цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный) [6].

В соответствии с первым (затратным) подходом цена представляет собой результат действия закона стоимости. Именно в цене проявляет свое действие закон стоимости. Стоимость, являясь категорией товарного производства, находит свое выражение в форме цены. Исходя из этого, сущностную основу цены составляет стоимость, а соответственно, «цена есть денежное выражение стоимости товара». В соответствии с этим цена формируется под влиянием производственных затрат, связанных с производством и реализацией конкретных товаров. Иными словами, стоимостная теория рассматривает сущность цены в первую очередь с позиций производителя товара [1].

В соответствии со вторым подходом оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара. В науке данная теория цены представлена в виде «теории предельной полезности» либо «субъективной теории ценности». Субъективная теория ценности раскрывает экономическую сущность цены с позиции потребителя. То есть потребитель предъявляет спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность. В соответствии с этой теорией сущностную основу цены составляет ценность (полезность) товара. Определение же цены в этой теории следующее: «цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене».

В последнее время рассмотрение сущности цены опускается в практическую плоскость, на микроуровень. А цена определяется как «количество денег (благ, ценностей), за которое конкретный продавец согласен продать, а конкретный покупатель готов купить данный товар». Однако данная формулировка цены не противоречит рассмотренным выше определениям цены. Здесь акцент смещен лишь на конкретные рыночные условия [3].

Финансовая аналитика:

Кредитование юридических лиц
Кредитование юридических лиц стало необходимым для любого бизнеса, который нуждается в финансовой подпитке. Вывод собственных средств из оборота обходится коммерсантам очень дорого, поэтому юридические лица обращаются в банки. Ставки по кредитам для компаний и индивидуальных предпринимателей сегодн ...

Виды бюджетной политики государства
Бюджет (англ. budget – “денежная сумка”) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъ ...

Приоритеты в денежно-кредитной политике
Главная задача современной кредитно-денежной системы – еще активнее стимулировать развитие экономики и, прежде всего, инновационного предпринимательства. К сожалению, Россия намного отстала от развитых стран по технико-технологическому уровню производства, производительности и оплаты труда. Так, за ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru