Экономика и финансы » Ценообразование на предприятиях общественного питания » Функции цены

Функции цены

Экономическая сущность цены в конечном счете проявляется в функциях цены. Функции цен это наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории цены и которые характерны для любого вида цен и для каждой конкретной цены. Цене присущи четыре функции: учетно-измерительная, стимулирующая, перераспределительная и сбалансирования спроса и предложения.

Учетно-измерительная функция цены является основной функцией, так как она в наибольшей степени отражает экономическую сущность цены. Именно в цене отражаются затраты на производство и реализацию товара. Цена является, наряду с деньгами, стоимостным измерителем практически всех экономических процессов. Являясь измерителем экономических процессов, цена учитывает не только затраты, но и результаты производства [6].

Стимулирующая функция цены заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены практически на все стороны воспроизводственного процесса и все уровни управления и хозяйствования. Выполняя стимулирующую функцию, цена может как поощрять, так и сдерживать экономические процессы. Причем поощрительное и сдерживающее воздействия цены, как правило, идут одновременно, параллельно. К примеру, увеличение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили в конечном счете приводят к росту внутренних цен на них. Этим самым цена стимулирует сдерживание (сокращение) притока иностранных автомобилей в страну. С другой стороны, создаются благоприятные условия для развития отечественного автомобилестроения, то есть цена поощряет отечественного производителя. Поэтому для усиления стимулирующей функции цены необходимо наиболее полно использовать различные формы как поощрительных, так и сдерживающих мер [1].

Перераспределительная функция цены выражается в конечном счете в перераспределении доходов между производителем и потребителем. Посредством цены можно перераспределять доходы между странами, регионами, отраслями и сферами экономики, социальными группами населения и др. Если цена на товар значительно превышает затраты, то часть доходов перераспределяется в пользу продавца, т.е. потребитель при покупке товара несет повышенные расходы, которые создают дополнительные доходы продавца.

Функция балансирования спроса и предложения. Сущность данной функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением в рыночной экономике может быть осуществлено только при определенном уровне цены. Это так называемые равновесные цены, которые балансируют спрос и предложение [7].

Функцию сбалансирования спроса и предложения цены выполняют в основном на микроуровне, на уровне конкретных фирм. Для этого целесообразно рассчитывать показатель (коэффициент) эластичности спроса на товар от цены. Данный показатель характеризует «на сколько% изменяется спрос на товар, если его цена изменяется на 1%» [3].

Функции цены не следует отождествлять с конкретными задачами, которые решаются с помощью различных видов цен. Функции, выполняемые ценами, конкретизируются в перечне таких задач. Каждый конкретный вид цены настроен на решение отдельных задач. Так, с помощью тарифов на электроэнергию могут решаться задачи, связанные с экономией энергоресурсов, рациональным использованием электроэнергии в течение дневного и ночного времени суток и др. Решение этих задач невозможно, к примеру, посредством цен на автомобили. Число функций цены ограничено. В то же время количество экономических задач, решаемых посредством цен, огромно. Перечень этих задач практически неограничен [1].

Финансовая аналитика:

Экономическая эффективность внесенных предложений
Хеджирование является составной частью страхования валютных рисков в ООО «Нокиа Сименс Нетворкс» и представляет собой систему проведения определенных операций и заключения срочных контрактов и сделок. Такая система учитывает вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов и позволяет полност ...

Основные принципы ценообразования
Методология ценообразования – это совокупность принципов, правил и методик формирования цен, используемых участниками процесса ценообразования для решения конкретных задач. Под методикой ценообразования понимается совокупность методов, правил и технологии формирования цены, отражающих особенности п ...

Понятие и задачи механизма управления финансами предприятия
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности, использования механизма управления финансами, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности лю ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru