Экономика и финансы » Организация составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов » Понятие и функции государственного бюджета

Понятие и функции государственного бюджета

Страница 1

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

На начальных стадиях развития общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, сооружений и т.д. покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны. В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.

При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати со своих подданных. Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах. [11, с. 52].

С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами товаропроизводителей и граждан. Общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения.

Чтобы обосновать потребность в ресурсах, их конкретное направление, пояснить возможности финансового обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные сметы затрат и доходов.

Чем больше усложняется процесс изъятия государством части общественного продукта и его перераспределения, тем труднее становится управление им.

В конце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет (с англ.- сумка).

В России первые сведения об общей смете расходов и доходов государства относятся к 1654 году. Однако разработка такого важного документа, как общая смета доходов и расходов государства, осуществляется нерегулярно. Лишь при Петре I была создана коллегия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет России начал разрабатываться только с 1812 года, после образования Министерства финансов.

В конце 18 - начале 19 века почти все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Во многих странах (Россия, Англия, Франция и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Защищая интересы господствующего класса, буржуазия пытается скрыть некоторые расходы, поэтому допускается фальсификация отдельных статей, сокрытие непопулярных затрат, широко используются средства дополнительно создаваемых резервов, целевых фондов.

На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе. Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.

К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняя экономическая ситуация и другие. [11, с. 54].

Бюджеты разных стран при едином общественном строе в одном историческом периоде имеют общие черты по структуре расходов и доходов, назначению бюджета. Главным назначением бюджета является аккумуляция денежных средств в казну для выполнения функций государства. При помощи государственного бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы совершенствовании стоимостных, общеэкономических, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.

Страницы: 1 2 3

Финансовая аналитика:

Анализ финансовой устойчивости
Оценка финансового состояния организации не может быть признана полной без анализа ее финансовой устойчивости. Показатели финансовой устойчивости отражают платежеспособность предприятия в долгосрочном плане. Анализируя платежеспособность предприятия сопоставляют состояние пассивов и активов, а оцен ...

Понятие, сущность и классификация оборотного капитала
Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, должно иметь оборотный капитал, который обеспечивает бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Оборотный капитал (его синонимы: оборотные средства, мобильные активы, текущие активы) - это денежные средства, авансированн ...

Регулирование бюджетных потоков
Федеральный бюджет является вершиной бюджетной пирамиды. Он главный регулятор восходящих и нисходящих денежных потоков. Можно выделить два мощных нисходящих денежных потока: обеспечивающий финансирование предприятий и учреждений федеральной собственности, социальные программы, управление, оборону и ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.religref.ru