Экономика и финансы » Финансы предприятий » Рентабельность: показатели, методы исчисления

Рентабельность: показатели, методы исчисления

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель - уровень рентабельности.

В настоящее время предприятия применяют следующую систему показателей рентабельности:

♦ рентабельность производства - отношение прибыли к себестоимости (затратам), характеризующее окупаемость затрат и позволяющее планировать цены и прибыль (валовую и от продаж продукции);

♦ рентабельность продукции - отношение прибыли к объему продаж, исчисляемое на базе валовой прибыли, прибыли от продаж продукции, работ, услуг, чистой прибыли, прибыли до налогообложения и позволяющее предприятию контролировать ценовую политику и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Показатель рентабельности продукции характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий;

♦ рентабельность предприятия, капитала (активов) - отношение валовой прибыли или прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг, чистой прибыли к сумме всех активов предприятия или отдельным их элементам.

Помимо общих показателей рентабельности находят применение и частные:

♦ рентабельность акционерного собственного капитала;

♦ рентабельность материальных активов (внеоборотных и оборотных материальных активов);

♦ рентабельность инвестиционного капитала (собственного капитала и долгосрочных обязательств) и т. д.

В финансовом менеджменте для определения рентабельности часто прибегают и к помощи многофакторных моделей, например так называемой формуле Дюпона, которая отражает зависимость между рентабельностью активов, рентабельностью продукции и оборачиваемостью активов:

Повышение рентабельности возможно за счет:

♦ реструктуризации предприятий;

♦ усовершенствования финансового менеджмента;

♦ снижения себестоимости (использования более дешевых видов сырья, материалов, топлива, сокращения затрат на обслуживание и управление производством и т.д.);

♦ увеличения объемов производства и реализации продукции;

♦ подъема эффективности использования производственных ресурсов;

♦ улучшения качества продукции и повышения цен на нее.

Показатели рентабельности и использование их в финансовом планировании

Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности предприятия выступает также рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, издержек, продаж и др. (табл. 3.7).

Рентабельность — одна из базовых экономических категорий экономики. Толкование термина «рентабельность» не вызывает особых разногласий, поскольку под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль. Рентабельность капитала исчисляется как отношение прибыли к капиталу (активам), рентабельность издержек — отношение прибыли к себестоимости (издержкам), рентабельность продаж — отношение прибыли к цене (выручке от реализации).

Основные показатели рентабельности

2-й характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.

3-й служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

4-й характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

5-й занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды.

Показатели рентабельности активно участвуют в процессах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, финансовом планировании, выработке управленческих решений, принятии решений потенциальными кредиторами и инвесторами.

Финансовая аналитика:

Анализ использования бюджетных средств
Объем доходов федерального бюджета обусловлен основными направлениями государственной бюджетной политики, ходом экономических реформ в отраслях, сферах хозяйственной деятельности, уровнем изменения цен. На основании Федерального Закона от 23 декабря 2003 года N 186-Ф3 “О федеральном бюджете на 2004 ...

Факторы, влияющие на эффективность механизма управления финансами
Значение комплексной классификации факторов, влияющих на эффективность механизма управления финансами, состоит в том, что на ее основе можно моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства. Математичес ...

Пути повышения финансового состояния предприятия
Повышение финансового состояния предприятия неразрывно связано с решением актуальных задач в экономике Украины: снижением себестоимости продукции, повышением рентабельности производства, выявлением и использованием внутрихозяйственных резервов, предупреждением перерасходов и злоупотреблений. Вместе ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.religref.ru