Экономика и финансы » Финансы предприятий » Система финансовых бюджетов предприятий, этапы и методики их разработки

Система финансовых бюджетов предприятий, этапы и методики их разработки

Страница 1

Бюджет — это смета доходов и расходов фирмы. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия Приказом Минэкономики РФ от 01.10.97, № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:

а) бюджет материальных затрат;

б) бюджет потребления энергии;

в) бюджет фонда оплаты труда;

г) бюджет амортизационных отчислений;

д) бюджет прочих расходов;

е) бюджет погашения ссуд банков;

ж) налоговый бюджет.

Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Сводный бюджет предприятия равен сумме бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т. е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.

Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники:

1) результаты анализа бухгалтерской отчетности (форм № 1,2,4,5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

2) договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

3) прогнозные расчеты по реализации продукции потребителями или планы сбыта исходы из заказов, прогнозы спроса, уровень продажных цен и другие условия рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;

4) экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.);

5) утвержденная учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

Начинается бюджетное планирование с прогноза объема продаж, затем составляется материальный бюджет (виды, количество сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана продаж; бюджет закупок — расходы на закупки всех материалов; трудовой бюджет — ведет счет прямым издержкам труда, неизбежным при организации, запланированных видов деятельности, бюджет административных, накладных расходов, прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации продукции предприятия; прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата; данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.

Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельный вес поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного-трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.

Страницы: 1 2 3

Финансовая аналитика:

Анализ кредитоспособности
ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%. Газпром видит свою мисси ...

Методика проведения анализа финансового состояния
Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность, которая представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Логика проведения анализа завис ...

Показатели эффективности использования капитала
Эффективность использования совокупного капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) – отношением суммы балансовой прибыли к среднегодовой сумме совокупного капитала. Определяют также рентабельность операционного капитала, непосредственно задействованного в основной (операционной) дея ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru