Экономика и финансы » Финансы предприятий » Система финансовых бюджетов предприятий, этапы и методики их разработки

Система финансовых бюджетов предприятий, этапы и методики их разработки

Страница 1

Бюджет — это смета доходов и расходов фирмы. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия Приказом Минэкономики РФ от 01.10.97, № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:

а) бюджет материальных затрат;

б) бюджет потребления энергии;

в) бюджет фонда оплаты труда;

г) бюджет амортизационных отчислений;

д) бюджет прочих расходов;

е) бюджет погашения ссуд банков;

ж) налоговый бюджет.

Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Сводный бюджет предприятия равен сумме бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т. е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.

Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники:

1) результаты анализа бухгалтерской отчетности (форм № 1,2,4,5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

2) договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

3) прогнозные расчеты по реализации продукции потребителями или планы сбыта исходы из заказов, прогнозы спроса, уровень продажных цен и другие условия рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;

4) экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.);

5) утвержденная учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

Начинается бюджетное планирование с прогноза объема продаж, затем составляется материальный бюджет (виды, количество сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана продаж; бюджет закупок — расходы на закупки всех материалов; трудовой бюджет — ведет счет прямым издержкам труда, неизбежным при организации, запланированных видов деятельности, бюджет административных, накладных расходов, прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации продукции предприятия; прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата; данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.

Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельный вес поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного-трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.

Страницы: 1 2 3

Финансовая аналитика:

Анализ валютного рынка в РФ
Ситуация на внутреннем валютном рынке в сентябре 2008 года определялась повышенным спросом участников рынка на иностранную валюту, обусловленным как выводом инвесторами средств из российских активов, так и укреплением доллара США при сохранении негативной ценовой динамики мировых фондовых и товарны ...

Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости, прибыли и точки безубыточности
Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости и прибыли заключается в определении точки безубыточности – такого соотношения трёх перечисленных показателей, которое обеспечивает безубыточное функционирование предприятия. Настоящий материал посвящен расчётам точки безубыточности для предприятий, вы ...

Оценка механизма управления финансами
Профессиональное управление механизма финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль финансового анализа, основным содержан ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru