Экономика и финансы » Денежно-кредитная политика РФ » Антиинфляционное регулирование национальной экономики

Антиинфляционное регулирование национальной экономики

Страница 2

Это положение противоречит положению классической школы, считающей, что цены товаров зависят исключительно от стоимости, а не от количества денег. Соответственно, классики исходят из того, что количество денег в обращении должно быть адекватно сумме стоимости товаров. В действительности причины инфляции – и в реальном секторе экономики, и в денежной сфере. Поэтому проблемы инфляции – это не только и не столько проблемы регулирования и контроля за денежной массой, сколько проблемы, связанные с воспроизводственными процессами и воспроизводственной политикой в реальном секторе экономики. Можно выделить факторы инфляции, находящиеся и на стороне спроса, и на стороне предложения.

Факторы инфляции на стороне предложения следующие:

– чрезмерная эмиссии денег, осуществляемая Центральным банком для покрытия возросших нужд государства в связи с проводимой политикой превышения расходов над доходами;

– осуществляемая ЦБ политика по увеличению предложения денег;

– кредитная экспансия банков, обусловленная эффектом мультипликатора.

Можно выделить следующие факторы инфляции на стороне спроса:

– потребности государства в связи с дефицитом бюджета;

– потребность в дополнительных деньгах в связи с обменом национальной валюты на иностранную и выходом значительной её части из сферы обращения;

– спрос на деньги со стороны активов и населения, связанный с инвестированием в производственную или другую сферы.

Наряду с перечисленными факторами могут оказать влияние на инфляцию и внешние факторы (войны, революции, природные катастрофы).

Проблема денежно-кредитной политики тесно переплетается с проблемами инфляции. Борьба с инфляцией иногда становится основной целью денежно-кредитной политики. Как показывает зарубежный опыт, успешные варианты борьбы с высокой инфляцией присущи той государственной политике, которая использует в сочетании меры двух программ финансовой стабилизации. Как уже говорилось выше, первая программа – ортодоксальная – опирается на рекомендации монетарной теории. Она исходит из того, что решающей, и даже единственной, причиной высокой инфляции служат денежные факторы. Поэтому рекомендуемые ею меры направлены на всемерное ограничение платёжеспособного спроса и денежной массы на базе всемерного развёртывания рыночных регуляторов и максимального сокращения хозяйственной деятельности государства.

Вторая программа – гетеродоксная – опирается на рекомендации немонетарных теорий (кейнсианских, «экономики предложения», «структурной инфляции» и др.). Она исходит из того, что инфляция порождается не только денежными факторами, но и мощными факторами со стороны предложения товаров и рыночных условий их реализации. Поэтому рекомендуемые ею меры связаны с серьёзным вмешательством государства в экономическую деятельность с целью минимизации инфляционного воздействия указанных факторов.

Антиинфляционная политика в России проводилась и проводится преимущественно ортодоксально-монетарными методами в рамках общего процесса перехода к рыночной экономике. В результате постепенное снижение инфляции в течение ряда лет (вплоть до дефолта 1998 г.) достигалось в основном за счёт огромного сокращения производства; умеренный экономический рост, возникший с 1999 по 2008 гг., опирался преимущественно на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и сохранял поэтому крайнюю непрочность [17]. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что устойчивого сочетание низкой, ползучей инфляции с устойчивым экономическим ростом можно добиться только на основе оживления реального сектора экономики (включая его наукоемкую часть) и повышения общей экономической активности. Это позволяет увеличивать инвестиции в развитие всех отраслей материального производства и социальной сферы, обеспечить рост поступлений в бюджет, получить экономический эффект от повышения платежеспособного спроса.

Таким образом, антиинфляционная политика государства – это целенаправленная деятельность государства по реализации системы краткосрочных, долгосрочных и стратегических мер, обеспечивающих контроль над инфляцией. Считаем, во-первых, с инфляцией можно бороться успешно только в случае ее ценового типа. Подавленную инфляцию еще не удавалось обуздать. Известные мировой теории и практике способы антиинфляционного регулирования экономики были успешными только в условиях ценовой инфляции. Во-вторых, государство не должно ставить перед собой задачу полного преодоления инфляции, поскольку рыночная экономика по своей природе является инфляционной. В самом деле, трудно представить экономическую систему, где полностью отсутствовали бы факторы инфляции. Вот почему цель государственной антиинфляционной деятельности может состоять в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным. В-третьих, антиинфляционная деятельность государства не может осуществляться только в рамках какой-либо программы, имеющей конкретные сроки выполнения. Поскольку преодолевать инфляцию придется практически все время, пока будет существовать сама экономика, нужна не программа, а долговременная политика, ориентирующая всех хозяйственных субъектов на борьбу с этим экономическим недугом.

Страницы: 1 2 3 4

Финансовая аналитика:

Финансовое планирование на предприятии, его сущность и виды
Финансовое планирование - это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использования с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия сами заинтерес ...

Пути повышения эффективности управления капиталом предприятия
ОАО "НПФ "Меридиан" является одним из ведущих приборостроительных предприятий в Российском судостроении. Фирма является ведущим поставщиком: автоматизированных информационно-управляющих систем, корабельных и судовых систем пожарной автоматики, систем совместного безопасного применени ...

Государственный фонд занятости населения
ГФСН образован 1991 г. в соответствии с законом РФ от 19.04.91 №1032-1 “О занятости населения в РФ” и является государственным внебюджетным фондом, предназначенным для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Государственная служба занятости ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.religref.ru