Экономика и финансы » Финансовый контроль и его организация в современных условиях » Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях

Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях

Страница 1

Как свидетельствует практика, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система государственного финансового контроля, в стране создано и функционирует множество контролирующих органов различной ведомственной подчинённости, слабо взаимодействующих между собой. Региональные и муниципальные органы финансового контроля сегодня фактически находятся вне закона. До сих пор нет федерального закона, который определил бы сферу их деятельности.

В Российской Федерации насчитывается свыше 60 федеральных контролирующих органов различной ведомственной подчиненности, которые имеют (как правило) территориальные подразделения в субъектах Федерации. Вопросами финансового контроля занимаются более 10 федеральных органов. Каждый из них, будучи независимым от остальных, самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия, выполняет достаточно разобщенные функции, несогласованные между собой.

Несмотря на наличие свыше 260 различных законов, указов, постановлений, инструкций, распоряжений и других законодательных и нормативных актов, координация и распределение контрольных функций и полномочий зачастую преследует узковедомственные интересы, существенно снижая эффективность финансового контроля в целом. Основным недостатком государственного финансового контроля остается отсутствие системы и как следствие – его низкая эффективность.

До сих пор не разработана и не утверждена официальная концепция системы государственного финансового контроля в России. Представлены два проекта единой концепции – правительственный вариант и вариант Счетной палаты Российской Федерации, имеющие существенные расхождения по ключевым вопросам.

Преодолеть столь негативное положение пытается Президент РФ Дмитрий Медведев котрый 01.10.2010 внес в Госдуму законопроект «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Документ устанавливает критерии определения штатной численности контрольно-счетных органов, учитывая численность населения в субъекте РФ, его долю в консолидированном бюджете Российской Федерации и количество муниципальных образований на его территории.[25]

Текст документа, вступающего в силу 1 июля будущего года, свидетельствует о серьезном усилении полномочий Контрольного управления главы государства и Счетной палаты. Речь идет о создании новой вертикально интегрированной структуры, поясняет изданию член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, амозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.[26]

Также не обйдена вниманием и тема финансового контроля в концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, которая определила ряд задач и направлений совершенствования бюджетного процесса.

Государственный финансовый контроль над расходами бюджета как функция управления является одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов. Надо отметить, что именно эта цель – повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, являющаяся актуальной практически для всех стран, преследуется в рамках проводимой в настоящее время в Российской Федерации бюджетной реформы. В свою очередь государственный финансовый контроль является элементом бюджетной политики государства, следовательно, совершенствование бюджетной политики в целом должно определенным образом отразиться на системе государственного финансового контроля. Таким образом, изменение парадигмы бюджетного процесса в целом приводит к изменению парадигмы государственного финансового контроля.

Главными субъектами финансового контроля становятся министерства и ведомства, так как именно министерства и ведомства как главные распорядители бюджетных средств, в соответствии с бюджетным кодексом, определяют и планируют цели, а также рассчитывают и планируют ресурсы для их достижения.

Важную роль в процессе контроля исполнения бюджета при бюджетировании, ориентированном на результат, играют два документа – отчет об исполнении бюджета и отчет о результатах деятельности министерств. Данные, содержащиеся в этих отчетах, служат основой для принятия политических решений и для составления проектов бюджета на будущий период.

Страницы: 1 2

Финансовая аналитика:

Методы оценки равномерности и синхронности денежных потоков
Управление денежными потоками требует постоянной оценки степени равномерности и синхронности их протекания во времени. Основные базовые понятия, связанные с данной оценкой, следующие: равномерный денежный поток, вариативный денежный поток, коррелятивность денежных потоков, синхронность денежных пот ...

Анализ финансовой устойчивости и ликвидности предприятия
Анализ финансовой устойчивости включает в себя анализ ликвидности, платёжеспособности и анализ эффективности финансовой деятельности рассматриваемого предприятия. Показатели ликвидности представлены в таблице 8. Таблица 8 - Оценка ликвидности ООО "Рома-Пицца", руб. Показатель 2006 2007 20 ...

Показатели оценки и пути повышения эффективности использования оборотных средств
Степень эффективности использования оборотных средств характеризуют следующие основные показатели: коэффициент оборачиваемости; длительность одного оборота; загрузка оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости (КО) определяется делением объема реализации продукции в оптовых ценах (РП), на средни ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.religref.ru