Экономика и финансы » Федеральный бюджет, его роль в экономическом и социальном развитии страны » Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики

Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики

Страница 1

«Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов действующих на территории страны»[3].

Такое определение лишь приоткрывает нам структурную составляющую этого понятия, оставляя на совести читателя функционально-целевой аспект термина.

Федеральный бюджет можно определить как одну из форм выражения финансовой политики государства. Правительство реализует свою финансовую политику через федеральный бюджет, который выступает в качестве механизма воздействия государства на общество.

В условиях перехода к рыночной экономике возможности государства по регулированию финансовых отношений сокращаются (действительно, в плановой экономике административно устанавливались не только уровни цен и заработной платы). В настоящее же время Правительство может диктовать цены только на естественных монополиях (государственных в подавляющем большинстве), на драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы происходит только на уровне ЦБ, хотя раньше вся кредитная сфера контролировалась государством. В связи с этим на первый план выступает не столько разработка новых технологий осуществления контрольной и направляющей функций государства (в лице исполнительной власти), сколько совершенствование хорошо известных и проверенных механизмов воздействия. (Интересная историческая справка: в западной практике Парламент опутывает исполнительную власть целой сетью законов - США - более 7000, Бельгия – около 3000. До начала реформ Горбачева в России было принято около 100 законов за год, во время его правления – 200. Сейчас принимается около 100 за год [5].)

Правительство РФ с начала коренных реформ 1991 г. проводит очень большой круг экономических мероприятий, основные направления которых: - комплекс мероприятий обеспечивающих переход к рыночной экономике; - комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией; - социальная поддержка населения.

Для этого есть свои стимулы: продуманное налогообложение, низкие военные расходы, благоприятный финансовый механизм для привлечения иностранных инвестиций, и как следствие, в Гонконге ВВП на душу населения больше чем в Англии. А это показатель благосостояния населения страны.

Соотношение между направлениями финансовой политики нашего государства изменчиво во времени и определяется в большей степени ситуативно: в 1991 году на первом месте стояли задачи перехода к рынку, в 1992 - кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о рыночных преобразованиях, а об установлении спада производства и темпов инфляции, накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные вопросы.

Однако меня будут интересовать только второй и третий пункты, поскольку именно они определяют пути реструктуризации бюджетной системы РФ. Среди нововведений, непосредственно касающихся бюджетной системы (особенно ее расходной части) можно выделить:

- сокращение дотаций предприятиям и организациям (жилищно - коммунальный комплекс отнимает 4% ВВП РФ), следовательно, переложение бремени на население, но это позволит высвободить большую часть бюджетных ресурсов (около 100 трлн. руб, хотя в основном они проходят по местным и региональным бюджетам). В 1997 году предусматривается примерно 25 трлн. рублей;

- новая пенсионная реформа будет предусматривать повышение пенсий, но в основном за счет повышения вкладов работников (к сведению в западных странах: 1/2 взносов в ПФ вносят предприятия, остальное - работники);

- индексация средств и пособий, совершенствование финансового механизма в отраслях социально-культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей;

Страницы: 1 2

Финансовая аналитика:

Финансовое планирование на предприятии, его сущность и виды
Финансовое планирование - это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использования с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия сами заинтерес ...

Налог на прибыль и доходы
Плательщиками налогов на доходы и прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы (далее – организации). Участник простого товарищества, на кото ...

Принципы организации деятельности органов Федерального казначейства
Исполнение Российского бюджета, контроль за расходованием государственных средств в Российском государстве традиционно осуществлялись казначейскими учреждениями, а после 1917 года - созданными на их основе приходно-расходными кассами Наркомфина. С середины 20-х годов функции казначейства были, в ос ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru