Экономика и финансы » Теоретические основы конкурентоспособности предприятия » Конкурентоспособность предприятия: сущность, принципы, методы оценки

Конкурентоспособность предприятия: сущность, принципы, методы оценки

Страница 2

Различают следующие основные виды оценки:

· конкурентоспособность национальной промышленности или всей экономики на страновом уровне;

· конкурентоспособность товаропроизводителей;

· конкурентоспособность конкретных видов промышленной продукции или услуг.

Достижение высокой конкурентоспособности товаропроизводителей промышленных отраслей должно стать приоритетом экономической политики страны, так как их успешное функционирование является необходимым условием национальной безопасности, включая оборонный и экономический аспекты, повышение жизненного уровня населения страны, насыщение внутреннего рынка и обеспечение успешного интегрирования в мировой экономический процесс [31, с. 112].

Из-за недостаточной покупательной способности на внутреннем рынке отечественные производители в наибольшей степени ориентированы на зарубежных покупателей.

Методы оценки систематизируются в экономической литературе согласно рисунку 1.1 [27, с. 11].

Рис. 1.1. Методы оценки конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

· конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

· вид производимого товара;

· ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

· лёгкость доступа на рынок;

· однородность рынка;

· конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

· конкурентоспособность отрасли;

· возможность технических новшеств в отрасли;

· конкурентоспособность региона и страны.

Общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

2. Близость предприятия к клиенту.

3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.

6. Умение твёрдо стоять на своём.

7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы [29, с. 102].

Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

Конкурентное положение – позиция, занимаемая предприятием по отношению к конкурентам. Обеспечение превосходства над конкурентами или сохранение положения на рынке (его сегменте) достигается при помощи различных стратегий (имеющихся преимуществ, привлечения внимания потребителей, перехват инициативы) [35, с. 92].

Уровни конкурентоспособности:

Ориентация на известную стабильность положения на рынке за счет хорошего товара, удачно выбранного сегмента рынка.

1. Предполагается внимание к конкурентам. Предприятие старается подражать ведущим конкурентам по технологии, организации производства, выпуску товара, сервису, заимствовать передовой опыт.

2. Успех в конкурентной борьбе рассматривается не столько как функция производства, сколько как функция управления. Успех производства все больше зависит от повышения квалификации организации и эффективности системы управления предприятием (в том числе маркетинг).

3. Ориентация на то, чтобы превзойти самые жесткие условия обеспечения конкурентоспособности. Такие предприятия обычно быстрорастущие и высокоприбыльные.

4. Высшая компетентность руководства и персонала, нацеленность на инновации, привлечение к сотрудничеству поставщиков и посредников высокого уровня (это предприятия-лидеры).

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта включает анализ: доходности и рентабельности; финансовой устойчивости; кредитоспособности [49, с. 27].

Страницы: 1 2 3

Финансовая аналитика:

Концепция дисконтирования
инвестиционный проект безубыточность оценка Используемые при расчете экономической эффективности инвестиций показатели и критерии рассчитываются на основе расходов и доходов, рассредоточенных во времени. Поэтому приходится приводить их к одному базовому моменту. Выплаченная (затраченная) сегодня де ...

Анализ методов управления финансовыми рисками предприятия
Корпорация Nokia начала работать в области производства телекоммуникационного оборудования с середины 1960-х. гг В конце 80-х гг. Nokia стала одним из основных разработчиков оборудования стандарта GSM и в 1987 г. выпустила на рынок первый сотовый телефон. C октября 2005 г. корпорацию Nokia возглавл ...

Налог на прибыль и доходы
Плательщиками налогов на доходы и прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы (далее – организации). Участник простого товарищества, на кото ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru