Экономика и финансы » Теоретические основы конкурентоспособности предприятия » Платежеспособность и кредитоспособность организации

Платежеспособность и кредитоспособность организации

Страница 2

Кредитоспособность предприятия – это правовая и финансовая возможность заемщика привлекать заемные средства, а также его желание и способность в условиях неопределенности возвратить полученный кредит с процентами в срок, установленный договором [11, с. 112].

Таким образом, под кредитоспособностью заемщика (клиента) коммерческого банка принято понимать его способность полностью и в срок (определенный в кредитном договоре) рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам) перед банком. Информация о ней имеет важное значение и для кредитора, и для заемщика. Для первого она означает уменьшение риска потерь из-за вероятности возникновения финансовых затруднений у предприятия, срывов договоров и неплатежей, для второго – знание его платежеспособности и долговременной финансовой устойчивости, чтобы выработать тактические и стратегические решения по обеспечению финансовыми ресурсами дальнейшего развития предприятия.

Понятие кредитоспособности включает в себя два принципиальных момента: во-первых, прогноз платежеспособности данного клиента по обязательствам данного кредитного договора на ближайшую перспективу, и, во-вторых, степень индивидуального риска банка, связанного с возможным невозвратом конкретной ссуды конкретным клиентом в сроки, указанные в кредитном договоре. Эти моменты, являясь базой для ранжирования заемщиков (клиентов) по их надежности, существенным образом определяют ключевые параметры кредитного договора (размеры кредита, ссудного процента, сроки платежей) [37, с. 55].

Таким образом, понятие кредитоспособности является комплексной характеристикой, которая используется для описания взаимодействия заемщика и банка в рамках кредитного договора.

Выделяют следующие критерии кредитоспособности компании:

· характер контрагента; способность заимствовать средства;

· способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга;

· собственный капитал, обеспечение кредита;

· условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (соответствие характера операции стандартам кредитора, действующим правовым нормам).

Указанные критерии кредитоспособности организации определяют содержание следующих способов оценки кредитоспособности: оценку делового риска предприятия, оценку финансового состояния предприятия на основе системы финансовых коэффициентов и экономико-статистических моделей; анализ денежных потоков предприятия; сбор информации о предприятии; наблюдение за работой компании на месте.

Анализ кредитоспособности компании проводят в следующей последовательности:

На первом этапе перед рассмотрением вопроса о кредитовании необходимо сформировать общее представление о компании, о ее репутации. Если предприятие ранее не было известно, то необходимо убедиться в том, что его менеджмент разбирается в финансовых вопросах и может дать гарантии своевременного погашения кредита. Банку необходимо выявить и оценить все условия, которые могут повлиять на возврат займа. Их можно условно подразделить на внешние (не зависящие от заемщика) и внутренние (непосредственно связанные с заемщиком).

На втором этапе проводится анализ финансового состояния, который включает несколько шагов:

1. Осуществляется анализ структуры стоимости имущества и средств, вложенных в предприятие.

2. Анализ имущества с позиции его ликвидности.

3. Определяется степень финансовой устойчивости по таким критериям, как его обеспеченность собственными оборотными средствами, финансовая независимость, рациональность использования чистой прибыли и амортизации.

4. Оценка эффективности использования имущества, определяется влияние основных факторов на ее изменение в отчетном периоде в сравнении с предшествующим периодом, выявляются резервы.

5. Обоснование целесообразности разработки и реализации управленческих решений, направленных на улучшение финансового состояния компании и обеспечение его инвестиционной привлекательности.

Третьим этапом оценки кредитоспособности является анализ финансовых результатов, который делится на внешний и внутренний.

Четвертым этапом оценки кредитоспособности является оценка кредитного риска.

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заемщика или его класса.

Страницы: 1 2 3

Финансовая аналитика:

Современное состояние и проблемы развития информационных технологий в области казначейского исполнения бюджета
Автоматизация предприятий приобрела в последнее время огромную популярность. Сегодня информатизация является одним из важнейших инструментов управления предприятием, управления бизнесом. Крупные предприятия всегда нуждаются в многочисленных программных улучшениях и изменениях. С 2005 года кассовое ...

Создание структурного отдела по налоговому планированию
Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности – это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства. Назовем основ ...

Сущность финансового рынка
Финансовый рынок – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Фактически он представляет собой совокупность институтов, направляющих поток денежных средств от кредиторов к заемщикам и обратно [8]. Понятие ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru