Экономика и финансы » Признаки финансов » Развитие русской финансовой мысли первой половины 20 века

Развитие русской финансовой мысли первой половины 20 века

Страница 2

- целесообразность разграничения налогового бремени по видам предприятий, в зависимости от рода деятельности;

- необходимость выявления действительного дохода хозяйствующих субъектов в целях исчисления подоходного налога;

- корректировка размера акцизных ставок на товары, стимулируя те или иные производства и реализацию соответствующих видов продукции;

- проявление особого внимания к трем звеньям финансовой системы: долгосрочному кредиту промышленности, сельскохозяйственному кредиту и финансовой организации системы социального страхования.

В области государственного финансового планирования М.И. Боголепов считал важным ежегодное составление финансовых планов, а также предварительный анализ методом финансового плана всех наиболее крупных финансовых мероприятий и наиболее ответственных оперативных финансовых планов. Согласно М.И. Боголепову, финансовый план должен обеспечить равновесие народно-хозяйственной системы на протяжении всего планируемого периода, а, кроме того, создать прочные условия равновесия самой финансовой системы, как непременного залога здорового развития народного хозяйства.

Надо также отметить, что они нашли свое отражение в формировании принципов бюджетного планирования.

М.И.Боголепов особо выделяет следующие неотъемлемые свойства государственного бюджета.

Во-первых это - плановость. Бюджет (в теории и практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов.

Во-вторых, по своей природе бюджет - политический акт. Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента. Более того, в некоторых демократиях предварительное утверждение доходов и налогов - это полити ческое средство, обеспечивающее регулярный созыв парламента и дающее ему орудие для борьбы с исполнительной властью. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, отклонение бюджета есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных правил носят поэтому характер чисто политический. Бюджетная практика развитых стран в XX в., особенно практика СССР и Российской Федерации, не только подтверждает правильность выводов относительно политической природы бюджета, но и привносит новые существенные моменты, усиливающие политический характер бюджета.

В-третьих, М.И. Боголепов акцентирует внимание на единстве бюджета как общем и основном требовании, предъявляемом к бюджету. Это требование закономерно сформулировалось в результате всего предшествовавшего развития финансового хозяйства.

Отсутствие единства бюджета создавало благоприятные условия для злоупотреблений, для завышения суммы расходов по взиманию.

К концу XX в. принцип единства бюджета в развитых странах нашел свою реализацию в консолидированном бюджете. В СССР единство бюджета было обеспечено централизованной системой хозяйствования. Российская Федерация, столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-е годы перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. В-четвертых, бюджет должен быть публичным, то есть должен быть составлен таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры, за которыми всегда скрываются живые отношения.

В-пятых, М.И.Боголепов указывают на еще одно свойство бюджета - специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи. Когда парламент утвердит такой специализирован ный бюджет, то правительство уже не имеет права переводить суммы из одного параграфа сметы в другой, с одного назначения на другое. Данное свойство бюджета нашло свое отражение в современной бюджетной классификации: «Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ .». М.И. Боголепов говорит о том, что госбюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики и его нельзя сводить только к росписи доходов и расходов. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собою финансовый план на данный период.

Подчеркивая плановый признак бюджета, М.И. Боголепов и другие теоретики определяли его как финансовый или хозяйственный план государства.

Страницы: 1 2 3 4

Финансовая аналитика:

Управленческий контроль в области финансов организации
Одной из важнейших функций управления , в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов. Финансовый контроль, с одной стороны - одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает ...

Понятие и структура денежно-кредитной системы
Решение задач макроэкономического равновесия определяется всей совокупностью денежно-кредитных отношений. Причем мера воздействия этих отношений на макроэкономический механизм связана с возможностью влияния на денежное предложение, и соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и р ...

Сущность оборотных активов
Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; приоритетн ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru