Экономика и финансы » Налоги и налоговая система РФ » Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ

Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ

Страница 1

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

Можно выделить три направления налоговой политики государства:

Ø политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;

Ø политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;

Ø политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

Исторический опыт стран рыночной демократии подтверждает, что даже такой противоречивый процесс, как согласование налоговых интересов разных собственников, можно осуществлять на демократической основе. Но для создания эластичной налоговой системы требуются постепенные и длительные преобразования, и прежде всего институтов собственности и власти.

На Руси и позже в Российской империи податная (налоговая) политика не основывалась на принципах экономической теории. Никогда за вею историю налогообложения в нашей стране величина обобществляемых через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носили ярко выраженный фискальный характер.

В Российском Федерации сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу «главенство директивы центра». Это, естественно, проецируется и на налоговую политику государства. Более того, в настоящее время само понятие «государство» стало отождествляться с понятием «государственно-властный аппарат». Во всех учебниках по основам налогообложения до сих пор утверждается, что налоги в пользу государства должны обеспечивать потребности верховной власти, а социальное содержание налогов крайне ограничено.

К основным порокам отечественной налоговой системы можно отнести следующие.

1.Нестабильность налоговой политики.

2.Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.

3.Уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, вызванное, в том числе отменой инвестиционной льготы.

4.Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены). Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.

5.Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.

6.Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.

7.Чрезмерный объем начислений на заработную плату.

8.Единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слон населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения — его справедливость. Кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплательщиков элемент обложения «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены.

К числу других пороков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся:

Ø ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низко оплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);

Страницы: 1 2 3 4

Финансовая аналитика:

Концепция дисконтирования
инвестиционный проект безубыточность оценка Используемые при расчете экономической эффективности инвестиций показатели и критерии рассчитываются на основе расходов и доходов, рассредоточенных во времени. Поэтому приходится приводить их к одному базовому моменту. Выплаченная (затраченная) сегодня де ...

Безналичные расчеты чеками
Расчетный чек – это именной расчетно-денежный документ, составленный на специальном бланке, содержащий письменное поручение чекодателя банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя-чекодержателя. Чекодатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары ...

Проблема государственного и валютного регулирования долга России
Общая сумма обязательств по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним представляет собой государственный долг. Он делится: на внешний – к нему относятся кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций; и внутренний, в который вклю ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru