Экономика и финансы » Порядок расчета и уплаты акцизов » Алкогольная продукция

Алкогольная продукция

Страница 1

Самые радикальные антиалкогольные популисты в России сегодня требуют повысить ставку акциза на алкоголь в 5— 10 раз. Хорошо, что наше Правительство периодически остужает этот болезненный энтузиазм антиалкгольшиков. За ситуацию–то в экономике и стране не депутаты отвечают, а исполнительная власть.

Очень надеемся на то, что прежде чем на совещании начнут говорить о будущем, обсудят и прошлое. Оно не во всем негативно. Например, в 2001 – 2007 г.г. был найден вариант, который всех (ту систему экономики, которая была) устраивал: баланс между легальным и нелегальным рынками главного алкогольного продукта России – водки и ЛВИ. Соотношение в эти годы было около 70% на 30%. Эту схему поддерживало наличие нелегальной водки, которая была почти в 1,5 – 2 раза дешевле реально легальной (сегодня легальная цена – минимум 100 руб.), и важная находка практических экономистов – рост ставки акциза примерно на 10% в год. Это позволяло каждый год наращивать собираемость акцизов (за счет роста ставки). Но при этом практически каждый год государство не планировало и не собирало все, что положено, даже с легального рынка (от 15 до 25 млрд. руб. ежегодно).

Даже на 2009 год (когда кризис был очевиден) государство сохранило эту систему. Во многом это было связано с тем, что руководство государство в октябре— ноябре 2008 (когда принимаются решения на следующий год) не верило в кризис. Официально его признали чуть ли не в феврале – марте 2009 г. У нас же не принято менять ставки акциза в середине года или в другое время, кроме 1 января. 2010 год стал переломным: появилось понимание того, что кризис «коснулся» и России, пришлось искать деньги и в алкоголе. [7]

Водку в 2010 не тронули (акциз +10%; хотя Минфин готов был на 30% единоразово); остальные продукты – примерно на этом же уровне; рывок совершили только в пивном сегменте (+200%), но это на физическом уровне всего (+3 руб. на бутылку пива 0,5 л).

У государства сегодня есть смелость резче повышать ставки (чем на +10% в год); есть потребность в деньгах (но рост нефтяного пузыря нас несколько страхует от решительных необдуманных шагов государства); есть желание побороть нелегальный рынок (короче говоря – просто повысить минимальные цены на алкоголь) — затея может убить двух зайцев: реально увеличить легальный рынок крепкого алкоголя (кто-то из потребителей нелегальной продукции все равно перейдет не к суррогатам, а к легальной водке, а также – реально снизить ценовую доступность алкоголя (если меры будут работать в регионах); есть общественно – политический инструмент – антиалкогольная компания, которая оправдает любые экономические провалы в алкогольной политике приоритетом общественного над экономическим.

Государство должно понимать, что резкий рост ставки акциза и цен на алкоголь повлияет и на общественно –политическое начало (хотя бы в плане резкого падения потребления легального алкоголя, а в условиях жесткого снижения нелегального рынка – резкого роста производства и потребления суррогатов алкоголя, что в конечном счете вновь приведет – как в 2000 – 2009 г.г.— к политической необходимости закрыть глаза на новый виток развития нелегального рынка).

Если сегодня попытаются разобраться в акцизной политике, то у нас ее просто нет. Есть простое (до недавних пор) осторожное повышение ставки акциза на 10%. Просто было несколько резких попыток в современной истории России повысить ставку на 25%— 40% за раз на водку, но это приводило к резкому спаду легального рынка. В Польше такой резкий скачок произошел лет 8−9 назад; рынок легальный упал на 20%; все отнеслись к этому спокойно – уж там нелегальной продукции – сколько угодно; а через 3 года рынок легальный вышел на прежний уровень по новым ценам. Но это было в период тучных европейских лет.

Страницы: 1 2 3

Финансовая аналитика:

Инвестиционные фонды в Республике Казахстан
«Асыл-Инвест» - инвестиционная компания нового поколения. Высокотехнологичная, инновационная, открытая. На сегодняшний день «Асыл-Инвест» занимает одну из лидирующих позиций среди ведущих операторов казахстанского фондового рынка и предоставляет широкий спектр финансовых услуг, как для юридических, ...

Сущность и виды денежных потоков предприятия
В любой момент времени предприятие может рассматриваться как совокупность капиталов, поступающих из различных источников: от инвесторов, кредиторов, а также доходов, полученных в результате деятельности фирмы. Эти средства направляются на различные цели: приобретение основных средств, создание това ...

Система финансовых бюджетов предприятий, этапы и методики их разработки
Бюджет — это смета доходов и расходов фирмы. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативнос ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.religref.ru