Экономика и финансы » Международный кредит » Россия – должник и кредитор

Россия – должник и кредитор

Страница 3

После прекращения "холодной войны" и распада Советского Союза в

1992 г. прежние стратегические цели исчезли. Но одновременно в России повысилась заинтересованность в возврате заемных средств ее должниками. Это породило идею взаимозачета путем обмена нашей задолженности Западу на долги нам со стороны развивающихся стран. Но при взаимозачете также требуется согласие должника.

Многие страны-должники просто перестали признавать свои долги. Это выразилось в том, что они прекратили направлять документы, подтверждающие график платежей. В 1992-2000 гг. Россия должна была получить 96 млрд. долл. долговых платежей, но фактически поступления составили лишь около 15% этой суммы [11, с.510]. Около 2/3 их приходилось на одну Индию. С ней Россия в 1993 г. урегулировала долг на взаимоприемлемых условиях, пойдя на некоторые уступки. Однако эффективность кредитных отношений с Индией, помимо прочего, была обусловлена тем, что за счет кредитов Советский Союз оказал действенную экономическую помощь этой стране.

Столкнувшись с описанной ситуацией и будучи лишена возможности повлиять на своих должников, Россия в 1997 г. вступила в Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Многие станы были вынуждены вступить в переговоры с Россией и заключить с ней соглашения на условиях Парижского клуба. Однако в числе стран наших должников оказалось большое количество государств с высоким уровнем задолженности и низким уровнем развития. А согласно существующим правилам Парижского клуба долги таких стран подлежат списанию в пределах 70-90%, а остальная сумма погашается с рассрочкой в 25-30 лет. Поскольку Советский Союз активно кредитовал страны с низким уровнем развития, то в начале 2000 гг. Россия заняла одно из первых мест в мире по показателю соотношения списанных долгов к ВВП. Вступление России в Парижский клуб не привело к росту долговых платежей иностранных заемщиков. Значительную часть долгов пришлось списывать, а другую часть реструктурировать.

На страны, с которыми появилась возможность урегулировать их долг, приходилось около 1/3 финансовых активов России, а 2/3 - на страны, которые не признают Парижский клуб. В российских должниках числится более пятидесяти стран. Но изначально на три страны - Кубу, Монголию и Вьетнам - приходилось до 40% долга [11, с.511]. С Вьетнамом долг был урегулирован по схемам Парижского клуба: 85% его было списано, остальная часть реструктурирована. Однако с Кубой, Монголией и другими крупными должниками возможно урегулирование долга только на двухсторонней основе. При этом некоторые из них отвергают даже схемы, близкие к практике Парижского клуба, настаивая на полном списании долга.

В 1992 г. долг развивающихся стран России был равен 142 млрд. долл., а в 2002 г. – 76,7 млрд. долл. [11, с.512]. Сокращение его произошло главным образом в результате списания долговых обязательств. По некоторым оценкам, Россия может рассчитывать на долговые платежи развивающихся стран в размере не более 30 млрд. долл. в течение предстоящих 30 лет. Прогнозировать качественный прорыв в отношениях с нашими должниками не приходится, хотя возможности двухстороннего урегулирования с рядом стран не исчерпаны.

В настоящее время Россия превратилась из государства – должника в государство – кредитора. Первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая на Всемирном экономическом форуме 27.01.2007 г. подчеркнул, что сегодняшняя Россия – это "другая страна". Она уже не нуждается в официальных кредитах и не добивается дополнительной реструктуризации какой-либо задолженности. Россия становится активным участником позитивных процессов международного развития, в том числе применяя списание задолженности беднейшим странам, а также, что еще более важно, инвестируя в экономику этих стран [25].

Страницы: 1 2 3 

Финансовая аналитика:

Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесс ...

Выводы
Мы определили, что финансовый контроль – это один из элементов управления финансами; особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения валового национального продукта, образования и расходования фондов денежных средств. Финансовый контроль является одним из функциональных элем ...

Направления налоговой политики на 2008-2010 гг
Пользуясь, статьей «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» из еженедельной газеты, от 4.06.2009 года" можно оценить налоговую политику этих лет. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 20 ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.religref.ru