Экономика и финансы » Роль налогов и дотаций в регулировании рыночной экономики » Предложения по реформированию налогообложения

Предложения по реформированию налогообложения

Страница 1
В числе наиболее актуальных направлений налоговой реформы можно выделить следующее:1) комплектность проведения реформы налоговой системы: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиально политических решения: - существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном, путем снижения налоговых ставок и в первую очередь для товаропроизводителей;- одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов, каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.2) повышение уровня справедливости налоговой системы за счет:- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, на основе отказа от обоснования льгот и исключений);- отмена не эффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов;-исключение из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.3) упрощение налоговой системы путем установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;4) отмена всех налогов, прямо или косвенно связанных с заработной платой.5) переход от налогообложения факторов производства к обложению природных ресурсов и различных форм природной ренты. 6) отказ от налогообложения малого бизнеса. Разумеется, подобная мера должна распространяться лишь на настоящие малые предприятия, где: их учредители не только вкладывают деньги, но и работают и участвуют в управлении; среди учредителей нет юридических лиц; число наемных работников либо ограничиваются членами семьи, либо составляют не более 5-10 человек, а оборот не превышает установленного максимума.Весьма перспективной представляется разновекторная модель налоговой системы, предлагающая резкое сокращение количество неэффективных налогов, а так же замена налога на прибыль налогом на расходы.Сторонники этой модели налогообложения предлагают перейти от принципа «больше произвел – больше заплатил» к более справедливому и экономически эффективному принципу «больше налогов платит тот, кто больше имеет и потребляет». Это позволит предать налоговой системе разновекторный характер, когда искусственная минимизация одного налога вызовет рост другого или нескольких налогов.Противоположная направленность налогов - одно из важнейших отличий данной модели налогообложения от действующей системы. Например, в последней НДС и налог на прибыль является одновекторными налогами. По сути, обложению подвергается один и тот же объект, а именно выручка (доход) от предпринимательской деятельности.Принципиально иная модель налоговой системы сможет решить эту проблему в силу разновекторности применяемых налогов. Так, минимизация НДС виде предъявления завышенных налоговых вычетов по приобретенным товарам, работам, услугам, приведет к увеличению налога на расходы. Разновекторность налогов можно считать своеобразным встроенным компенсатором потерь налоговых поступлений в результате нелегитимных действий налогоплательщиков. Если налогоплательщик пытается уклониться от уплаты одного из налогов, тогда их разнонаправленность компенсирует соответствующие потери. Учитывая преимущества разновекторности налогообложения, целесообразно отменить все малоэффективные налоги, заменить налог на прибыль налогом на расходы. Лишь пять налогов (НДС, налог на расходы, налог на имущество организаций, ЕСН, НДФЛ) должны взиматься на постоянной основе, а остальные – в зависимости от характера предпринимательской деятельности. [46, с. 140-145]Иной позиции при выдвижении НДС чуть ли не на первое место придерживается Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), по мнению экспертов НДС – «бессмысленный налог». Его возмещение растет гигантскими темпами и к 2013 г. сравниться с поступлениями налога. НДС формирует 30-40% налоговых доходов федерального бюджета. Но вскоре существование этого налога потеряет смысл, поскольку объемы поступлений сравняются с объемами его возмещения, констатирует ЦМАКП в докладе “Собираемость НДС”. Если в 2002 г. доля вычетов и возмещения по отношению к начисленному НДС была 85,1%, то в 2003 г. выросла до 87,5%, в 2004 г. — до 89%, а в 2005 г. — до 89,5%. Если такой темп сохранится, то к 2013 г. сумма собранного и возвращенного налога сравняется, подсчитал автор доклада Дмитрий Белоусов.Налоговики согласны с прогнозами Белоусова. С 2007 г. вводится единая декларация по НДС: налог, подлежащий возмещению, компании будут автоматически вычитать из НДС, подлежащего уплате. “Из-за этого поступления НДС могут стать минимальными”, — полагает начальник отдела косвенных налогов одного из региональных УФНС. По его мнению, существенная часть вычетов приходится на схемы по уклонению от НДС.Провал поступлений по НДС обусловлен исключительно “эффектом 2006 года” и в следующем году восстановится, возражает Илья Трунин из Института экономики переходного периода. С 1 января серьезно изменилась процедура уплаты этого налога, напоминает он. Компании могут ускоренно пользоваться вычетами еще до того, как оплатили товары своим поставщикам. Если бы не эти изменения, то поступления НДС выросли бы, уверен Трунин. Такого же мнения придерживается и замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Наталья Комова. Минфин заложил в проект бюджета-2007 рост поступлений от НДС на 420,6 млрд. руб. (на 44% больше, чем ожидается собрать в этом году). А ФНС подсчитала, что при среднестатистической в 2005 г. рентабельности бизнеса 14,6% объем внутренних вычетов должен был бы составлять 70,5%. Представители ФНС утверждают, что этот показатель не станет обязательным ориентиром для инспекций. “Расчеты — для обучения сотрудников и иллюстрации влияния рентабельности на вычеты в идеальных условиях”, — говорит источник в ФНС. Однако налоговики на местах уже начали создавать специальные комиссии, которые займутся расследованием деятельности компаний, получающих слишком большие (на их взгляд) вычеты. [52]Особую роль в стратегии российской налоговой политики должно сыграть реформирование подоходного налогообложения граждан. В условиях, когда государство отказывается от финансирования многих программ в сферах здравоохранения, образования, пенсионного и социального обеспечения, подоходный налог должен приобретать социальную направленность. Средства, остающиеся у плательщика после уплаты подоходного налога, должны удовлетворять необходимые потребности гражданина и его семьи. Кроме того, социальная направленность подоходного обложения граждан станет тем фактором, который поможет снять напряженность, неизбежно возникающую в условиях переходного периода, в связи со смещением тяжести налогового бремени на физических лиц.Кроме того, на основе расчетов рационального потребительского бюджета целесообразно оценивать уровень средней оплаты труда, а на основе прожиточного минимума - минимальной, закладываемые в расходы федерального, региональных и местных бюджетов. Таким образом, систему подоходного обложения физических лиц можно использовать как действенный инструмент реализации стабилизирующей функции в рамках национальной налоговой политики. При этом следует учитывать желательность роста доли бюджетных налоговых поступлений от подоходного обложения граждан. Этой цели можно достичь, дифференцируя процентные ставки социальных вычетов и льгот в зависимости от категории налогоплательщика и значительно расширив налоговую базу, т.е. включать в нее (как это принято в большинстве развитых стран мира) обложение по льготным ставкам пенсий, пособий по нетрудоспособности и безработице, страховых выплат из страховых и пенсионных негосударственных фондов, дотаций и дополнительных к заработку выплат на транспорт, питание, спецодежду, медицинское обслуживание и т.д.Новый подход в системе подоходного обложения должен сопровождаться стимулированием развития всех форм негосударственных пенсионных и страховых фондов и компаний (страхование жизни, здоровья, жилища, коммерческих рисков и т.д.), которые к тому же являются крупными источниками инвестиционного капитала в рыночной экономике.Важно выделить отдельную группу так называемых экологических налогов, направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов. В их число могут входить дополнительные акцизы на нефть, бензин, другие виды топлива, на автотранспортные средства, налоги за пользование природными ресурсами, платежи за вредные выбросы и др. При этом следует учитывать, что хотя функции природопользования входят в предмет совместного ведения всех уровней власти, но реально они могут эффективно осуществляться на региональном и муниципальном уровнях. В то же время распределение поступлений от экологических налогов рационально производить в пропорции: одна треть - федеральный уровень, две трети - местный и региональный.Отметим, что действующий в последние годы налог на право пользования недрами в основном соответствует предлагаемой схеме.
Страницы: 1 2

Финансовая аналитика:

Разработка программы совершенствования системы управления финансовыми рисками
Основной проблемой при управлении рисками является конфликт интересов между собственниками организации и её менеджментом и сотрудниками. Собственники (акционеры) организации фактически покрывают собственными средствами возможные убытки организации, поэтому не заинтересованы в увеличении потенциальн ...

Сущность и значение кредита
В настоящее время кредит имеет огромное значение. Он решает проблемы, стоящие перед всей экономической системой. Так при помощи кредита можно преодолеть трудности, связанные с тем, что на одном участке высвобождаются временно свободные денежные средства, а на других возникает потребность в них. Кре ...

Взаимодействие Банков и пенсионных фондов
Инвестиционная деятельность НПФ регулируется государством на основании:  Федерального закона РФ от 07.05.1998 г. №75-ФЗ (ред. 12.02.01) «О негосударственных пенсионных фондах»;  Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 г. №1432 «Об утверждении правил размещения пенсионных резерв ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.religref.ru